Ц
В алфавитном порядке
Тематический каталог

Топонимика
Знаменитые люди Карабаха

На первую страницу

Пред стр   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я   След стр

КАРАБАХ: лица, факты, события и топонимы.

ЦЕНТР, опасаясь прецедента разрешения этнотерриториальных вопросов снизу, занял сторону Азербайджанa и стал соучастником депортации и этнической чистки армян. A в1991 г. именно советская армия проводила карательную операцию "Кольцо" в НК.

В  результате  операции  " Кольцо "Шаумянский район и Геташенский подрайон полностью лишились армяского населения.

 

ЦАР: Армянские средневековые авторы на протяжении веков величали княжеское или меликское укрепление сел Цар '' богохранимой крепостью Цар''. Оно находится в верхнем течении реки Трту в самой возвышенной части остроугольного мысообразного плато, образованного в месте слияния этой реки с ее одноименным левым притоком.
       В летописях сохранились упоминания о селе Цар, начиная со средневековья. Правда, чаще упоминается не само княжеское село, а одноименная провинция. Однако, на наш взгляд, провинция была названа по имени княжеской резиденции и административного центра села Цар. Одно из древнейших упоминаний относится к 1289 году.
       Это селение имело, четыре церкви и кладбище с хачкарами, а в окрестностях находились два монастыря. С того момента, когда княжеский или меликский Цар лишился своего армянского населения, его бесценные памятники культуры были отданны на произвол судьбы.
       Еще в конце 1880-х годов очевидец, епископ Макар указывал, что на южном краю села, на кладбище было множество хачкаров и надгробных камней, которые, однако, '' неправедные курды пообломали, либо надписи уничтожили ''. После установления советского строя, разрушение армянских памятников приняло чудовищные масштабы, в особенности, в 1940-50-х годахИменно в эти годы были разрушены до основания две из четырех церквей Цара, два окрестных монастыря, кладбища. Их камни были использованы при строительстве школьных и других зданий отуреченных курдских деревень Зар и Чраг.
      Кстати, в верхней части северо-западного угла здания школы, построенного в Царе в 1950-х г.г. встроен гладко тесанный камень, на котором запечатлена надпись.
      Вокруг былой церкви простиралось древнее кладбище, на котором уцелело всего несколько изящных  хачкаров. Один из них,  установлен на ступенчатом постаменте, ( 2,60х1,01см ) немного южнее входа в церковь. От этого крупного хачкара уцелел лишь обломок размером в 24х19 см, встроенный в оконный проем той же школы. В проем указанного окна и в стены этой же школы встроены два небольших обломка этого же хачкара.
      Ныне мало что уцелело от некогда простиравшегося вокруг церкви кладбища. В частности, в основании жилого дома, что в южной стороне, в качестве краеугольного камня установлен надгробный камень с изображениями крестов и надписью, характерными для XVI - XVII веков.
Немного восточнее, перед входом в старый дом сохранился сломанный на две части, ненадписанный хачкар, характерный для XVIII века. Примечательны изображения птиц по обе стороны верхнего крыла креста.
    
 В Царе редким и примечательным образцом является сооруженный в 1658 году неким Аванесом, дом типа азарашен, четыре колонны которого - каменные. Между прочим, вплоть до XIX века этот дом был известен жителям провинции Джраберд, как царский дворец.
      Разумеется, в Царе, как в княжеской резиденции существовали дворцовые здания, а в позднем средневековье - меликские дома, палаты. Упомянутый дом типа азарашен несет на себе оригинальные для дома мелика черты, которые вследствие жестких природноклиматических условий не имеет, присущих другим меликским домам особенностей: двухэтажность, сводчатые перекрытия, часто - красивые деревянные балконы, а ограничивается лишь скромной композицией дома-азарашен, характерной для этих краев, однако, просторнее; деревянные колонны заменены на каменные.

       Цар был также центром рукописной культуры. В Армянском Государственном институте древних рукописей - Матенадаране - под номером 2067 хпанится книга проповедей, созданная в Царе, в 1684 году.
      
Как во всех других населенных пунктах , В Царе также, "армянская жизнь" оборвалась во второй четверти XVIII века.
       С середины XVIII века на территории Цара появились курды племени парахканлы /фарик/ , которые лишь спустя 100 лет перешли к оседлости и окончательно утвердились в Царе. Кстати, Цар, искаженно по-курдски - Зар, был самым многолюдным населенным пунктом провинции. Так, в 1908 году там число скотоводов достигло 383. В последующие годы, а также в советский период, Зар продолжал сохранять первенство по численности населения /уступал лишь райцентру Карвачар/. В1979 году туркоязычные курды составляли в Заре 1002 жителя.
       Советские годы в Заре ознаменовали прежде всего процесс умышленного, массового истребления памятников культуры, оставшихся от коренных жителей.

 

Пред стр   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я   След стр

Вверх страницы 

План Азербайджанской школы в селе Цар (построена 1950-х годах)