Main topics

Glossary

Refugees

Region in
dimentions

Documents and testimonies

Nakhichevan

Shushi

To the first
pege

Aliyev’s Intrigues in “Couloirs”

 

 

          The “confessions” of Geydar Aliyev about the so-called agreement reached with Robert Kocharyan last year in Paris about exchanging territories between Azerbaijan and Armenia were assessed in Yerevan as “absurd and not serious”. This is how Serj Sargsyan, the Secretary of National Security at the President’s Office of Armenia, Minister of Defense and Vahe Gabrielyan, press-secretary of the President characterized the statement of the Azerbaijani president.
          In fact, when “disclosing” the “principles agreed upon” on the settlement of the Karabagh problem which were discussed last March at the Shirak-Aliyev-Kocharyan summit in Paris, Geydar Aliyev announced that one of the aspects of these principles was the opening of the transport corridors connecting Azerbaijan with Nakhichevan through the territory of Meghri region of Armenia, as well a s Armenia with Mountainous Karabagh through the territory of Lachin region of Azerbaijan. In addition, as it was emphasized by Aliyev, the issue of granting sovereign rights to the parties involved was discussed. In particular, Azerbaijan should have a right to the Meghri corridor, and Armenia, in its turn, was supposed to have right to Lachin corridor. Aliyev noted that the focal issue in talks in Paris was the assigning analogous statuses to both corridors. Nevertheless, according to Aliyev, “the Armenian side later broke the agreement which resulted in the breakdown in the talks in Key West, USA”.
          The Azeri leader placed a special emphasis on the circumstance that “today he was obliged to disclose the essence of the Paris principles since the Armenian side, including the top officials, distorted them and made attempts to speculate on this issue”. “We are ready to continue the negotiations based on the Paris principles provided the agreements reached in France are accepted again”, he stated. On the other hand, Aliyev was regretful that “Armenia held back from any official statements and was unwilling to provide a sovereign corridor through Meghri, while it claimed that Azerbaijan should open the Lachin corridor”. “This is unacceptable for us”, the Azeri president stated.
Vahe Gabrielyan, the press-secretary of the Armenian president who participated in the talks on the settlement of the Karabagh problem in Key West (Florida, USA) in 2001 was cautiously following the confidentiality as pledged between the participants of the Kocharyan-Aliyev meeting and the emissaries or at least maintained by Yerevan. Nevertheless, he firmly stated that “the rumors about the reached agreements about granting sovereignty to any of the Armenian territories, as well as the sovereign corridor of Azerbaijan-Nakhichevan are senseless” (cf.: newspaper “Republic of Armenia”, June 17, 2002). With respect of the agreements denied by Armenia, the press-secretary emphasized that on the contrary, it was Azerbaijan that refused from the reached agreements. In order to make a judgement about the accuracy of Geydar Aliyev’s statement, one should note that the Azeri president insistently denied the existence of any “Paris principles” for more than a year and is now misinterpreting some of them, Gabrielyan mentioned. Why should Aliyev make this statement now that the principles denied by Azerbaijan and reflected in the draft document in Key West will sooner or later be disclosed, the press-secretary of the Armenian president noted.
          There is no point in claiming that the true reasons for this sort of “confessions” of the Azeri leader lie on the surface, but the Azerbaijani mass media has to some extent given the answer to this question. According to newspaper “Mirror” (of July 15), one should try to understand the reason at a different, most likely, home policy level why the Azerbaijani leader “touched upon the highly disputable aspects of the Paris principles now when there is apparent activation in the negotiations process with one of its initiators being Geydar Aliyev”. It is noted in the newspaper that announcements like that may give rise to severe political crisis both in Azerbaijan and Armenia. “There are not so many alternatives. Firstly, it is not excluded that the alternative proposed by the emissaries for the resolution of the Karabagh conflict is no better than the preceding one. The statement of the Azerbaijani leader was an attempt to see what the reaction of the public will be to it”. It is also admitted in the newspaper that the events in Nardaran (Azerbaijan) where a number of public demonstrations against the authorities were held, are somehow related to the negotiations process on Mountainous Karabagh. “The conflict between the authorities and people of Nardaran (Azerbaijan) had been maturing irrespective of these factors. Nevertheless, by displaying the ‘firmness’ of its position in respect of ensuring the stability in the country by possible means in this confrontation, including forceful measures, the authorities could knock out the opposition so that it would give up the idea of resistance as it proved to be previously. However, this time it did not work. It is likely that by making this statement the authorities of Azerbaijan attempt to fail the realization of the alternatives of the peaceful agreement which are not favorable for Azerbaijan and at the same time lay the blame on the official Yerevan. It is known that the opposition in Yerevan calls for impeaching Kocharyan. Obviously, the news about Kocharyan’s previous refusal from the Meghri corridor will cause more tense atmosphere. The negotiations process will undoubtedly be moved aside for an indefinite time-period if the shift of the power in Yerevan takes place, as it happened after the assassination of the Armenian Parliament” (citation from “The Mirror” newspaper).
          The Armenian opposition has more than once speculated on the idea that the present authorities allegedly intend to use Armenian territories as “change money” as solicited by the international community. The announcement that Washington intends to operate the aforementioned transport communications, and, accordingly, open the Meghri corridor was made quite recently by Aram Sargsyan, the leader of the Democratic Party of Armenia (DPA) who participated in the second round of the meeting of the representatives of the public (I apologize for the tautology, but it is important. – G.M.) of Armenia, Azerbaijan and Mountainous Karabagh in Moscow on October 19-21 within the frames of the Dartmouth Conference with the participation of the representatives of Russia and the USA. The leader of DPA who is in opposition with the present Armenian authorities explicitly stated that not only the establishment of sovereignty of Azerbaijan over the so-called Meghri Corridor, but even any control over the said corridor by international peace-keeping forces would be a hazard to the national security of Armenia. In the latter case not only Armenia would lose its common border with Iran, but “might simply become a military ordinance yard”. Sargsyan noted that the supposed isolation of Iran which is in the black list of the USA would undoubtedly force Iran to take counteractions against this policy of Washington.
          These are the versions of Geidar Aliyev and the Armenian opposition. As noted above, official Yerevan considers that such statements are fictitious and absurd and continuously demonstrates its adherence to the “Paris principles”. In this respect Serj Sargsyan, the Armenian Defense Minister and Secretary of the Security Council at the President’s Office stated that “it would be better if instead of excusing himself and justifying his actions Geydar Aliyev set to the implementation of the agreements reached in Paris”.
          As a matter of fact, according to “De Facto” News Agency which published the statement of Alexander Grigoryan, Head of the Information Department of the President’s Office of NKR, "the president of NKR Arkadi Ghukasyan has announced more than once that Mountainous Karabagh will not ever consent to any resolution of the Karabagh problem which may be harmful for the interests of Armenia”. Stepanakert assessed the statements of Aliyev as not corresponding to reality and obviously dictated by its internal political situation.

 

Up

Главные темы

Глоссарий

Беженцы

Регион в измерениях

Документы и свидетельства

Нахичеван

Шуши

На первую
страницу

"Коридорные" интриги Алиева
(Гаянэ Мовсесян)

     "Откровения" Гейдара Алиева о якобы достигнутой с Робертом Кочаряном в прошлом году в Париже договоренности о территориальном обмене между Азербайджаном и Арменией в Ереване восприняли как "абсурдные и несерьезные". Именно так расценили эти высказывания секретарь Совета безопасности при президенте Армении, министр обороны Серж Саркисян и пресс-секретарь президента РА Ваге Габриелян.
      Дело в том, что президент Азербайджана, "раскрывая" так называемые "парижские принципы" урегулирования проблемы Нагорного Карабаха, которые он обсуждал в марте прошлого года во французской столице в рамках встречи Ширак-Алиев-Кочарян, заявил, что одним из аспектов этих принципов является "открытие транспортных коридоров, связывающих Азербайджан с Нахичеваном через территорию Мегринского района Армении, и Армению с Нагорным Карабахом - через территорию Лачинского района Азербайджана". Причем, как подчеркнул Алиев, стороны обсуждали вопрос о предоставлении суверенных прав: Азербайджану - на Мегринский коридор и Армении - на Лачинский коридор. Он отметил, что на парижских переговорах предметом особого внимания было то обстоятельство, что оба коридора должны иметь одинаковый статус. Однако, по словам Алиева, "армянская сторона впоследствии нарушила эту договоренность, что в апреле 2001 года привело к срыву переговоров в американском городе Ки-Уэсте".
       Азербайджанский лидер особо подчеркнул, что сегодня он вынужден раскрыть содержание "парижских принципов", так как "армянская сторона, в том числе и на официальном уровне, искажает их и пытается заниматься спекуляциями в этом вопросе". "Мы готовы продолжать переговоры на основе парижских принципов, если будут восстановлены соглашения, достигнутые во Франции", - заявил он. В то же время Гейдар Алиев с сожалением отметил, что "Армения отступает от своих слов и не желает предоставлять Азербайджану суверенный коридор через территорию Мегринского района, требуя при этом от Азербайджана такой коридор через территорию Лачинского района". "Мы не можем с этим согласиться", - заявил президент Азербайджана.
      Пресс-секретарь президента Армении Ваге Габриелян, принимавший личное участие в переговорах по карабахскому урегулированию в апреле 2001 года в Ки-Уэсте (США, штат Флорида), соблюдая все еще сохраняемую посредниками и сторонами, по крайней мере, Ереваном, конфиденциальность относительно содержания встреч Кочарян-Алиев, вместе с тем с уверенностью заявил, что "разговоры о достигнутых договоренностях о передаче суверенитета над какой-либо частью территории Армении, впрочем, как и разговоры о суверенном коридоре Азербайджан-Нахичеван бессмысленны" ("Республика Армения", 17 июня 2002г.). Что касается отказа от достигнутых договоренностей, то, подчеркнул пресс-секретарь, все было с точностью до наоборот - от договоренностей отказался Азербайджан. Чтобы убедиться в степени правдивости слов Гейдара Алиева, достаточно вспомнить, что более года глава Азербайджана упорно отрицал существование "парижских принципов", тогда как сегодня он представляет искаженное изложение их некоей части, заметил Габриелян. "Вызывает удивление то, что же именно заставило Алиева сделать подобное заявление, поскольку принципы, согласованные в Париже и нашедшие место в предварительном варианте документа в Ки-Уэсте, от которого Азербайджан вскоре отказался, все равно когда-нибудь будут обнародованы", - заметил пресс-секретарь президента Армении.
      Не станем утверждать, что истинные мотивы подобных "откровений" азербайджанского лидера лежат, что называется, на поверхности, однако в какой-то мере ответ на этот вопрос уже дала азербайджанская пресса. Как отмечает, в частности, газета "Зеркало" в номере от 15 июня, причины того, почему глава Азербайджана "раскрыл эти очень спорные моменты парижских принципов именно сейчас, когда налицо активизация переговорного процесса, одним из инициаторов которого выступает сам Гейдар Алиев", следует искать в иной плоскости. Скорее всего, внутриполитической. Подобные заявления, отмечает газета, могут вызвать острый политический кризис как в Азербайджане, так и в Армении. "Вариантов не так уж много. Во-первых, не исключено, что предлагаемый ныне посредниками вариант решения карабахской проблемы ничуть не лучше предыдущего. И это заявление является пробным шаром, чтобы узнать реакцию общества на подобные заявления", считает автор публикации. Он не исключает и того, что между событиями в Нардаране (Азербайджан), население которого, как известно, провело недавно ряд массовых антивластных акций, и переговорным процессом по Нагорному Карабаху существует определенная связь. "Конфликт властей с нардаранцами назревал и без этого. Но, доказав в этом противостоянии свою "твердость" в обеспечении стабильности в стране любыми средствами, вплоть до применения силы, власти могли бы ввести в транс оппозицию, лишив ее вообще желания оказывать сопротивление, как это было не раз. Но не получилось. Не исключено, что этим заявлением азербайджанские власти пытаются сорвать реализацию невыгодных для Азербайджана вариантов мирного соглашения, но при этом возложить всю вину на официальный Ереван. Ведь в Ереване сегодня оппозиция требует импичмента Кочаряна. Информация о том, что в свое время Кочарян готов был отказаться от Мегринского коридора, безусловно, еще больше подогреет страсти. А смена власти в Ереване однозначно отодвинет переговорный процесс на второй план на неопределенное время, как это было после расстрела армянского парламента",- пишет "Зеркало".
       Что ж, армянская оппозиция неоднократно муссировала идею о, якобы, намерении нынешних властей по желанию международного сообщества "пустить в размен" территорию Армении. Совсем недавно о наличии у Вашингтона идеи о задействовании вышеупомянутых транспортных коммуникаций и, соответственно, открытии коридора через Мегри заявил лидер Демократической партии Армении Арам Саркисян, который в качестве представителя общественности республики принимал участие во втором раунде встречи представителей общественности (простите за тавтологию, но это важно - М.Г.) Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха в Москве 19-21 октября прошлого года в рамках Дартмутской конференции и с участием также представителей России и США. Лидер ДПА, находящейся в оппозиции к нынешним властям Армении, однозначно заявил об опасности для национальной безопасности армянского государства не то чтобы установления суверенитета Азербайджана над так называемым Мегринским коридором, но и даже передаче его под контроль международных миротворческих сил. В этом случае Армения не просто лишится общей границы с Ираном, но и попросту "может превратиться в военный полигон", заявил Саркисян, ибо, по его словам, изолированный таким образом Иран, внесенный Соединенными Штатами в список стран-изгоев, наверняка станет предпринимать какие-то шаги по противодействию политике Вашингтона.
       Таковы версии Гейдара Алиева и армянской оппозиции. Официальный Ереван, как уже отмечалось выше, считает подобные высказывания надуманными и абсурдными и продолжает демонстрировать свою приверженность "парижским принципам". Как заявил по этому поводу министр обороны Армении, секретарь Совета безопасности при президенте РА Серж Саркисян, "было бы хорошо, чтобы Гейдар Алиевич не оправдывался, не оправдывал свои действия, а конкретно приступил бы к выполнению достигнутых в Париже договоренностей".
        Кстати, как напоминает агентство Де-Факто со ссылкой на начальника Главного информационного управления при президенте Нагорно-Карабахской Республики Александра Григоряна, "президент НКР Аркадий Гукасян не раз заявлял, что Нагорный Карабах против и не допустит, чтобы карабахскую проблему решали за счет интересов Армении". Заявления Гейдара Алиева в Степанакерте также расценили как не соответствующие действительности и явно продиктованные внутриполитической ситуацией в самом Азербайджане.

Вверх страницы