Main topics

Glossary
Refugees
Region in dementions
Documents and testimonies
Nakhichevan
Shushi

To the first
page

MARAGA
Unclaimed Truth
Unknown Facts of Barbaric Destruction of Maraga Village

          Each Armenian knows well the word   (aprel) which in Armenian means “to live”. It is consonant to the month of April. In fact, the connotation of April is warmth, revival and awakening of the nature.
          Unfortunately, April also reminds of the Armenian Genocide in 1915, and the tragedy in the village of Maraga in Mountainous Karabagh.
          April 10, 2002 is the day when ten years ago tanks, heavy military equipment and infantry of the Azeri armed forces broke into the peaceful village Maraga, neighboring the Azeri town of Mirbashir. Barbaric massacre was inflicted. 45 people were tortured to death. 49 people were taken hostage, of them 9 children, 18 women, 3 elderly (one of the elderly people was visually impaired). 19 of them are still missing. The massacre continued from April 22 through April 23 when the survived residents of Maraga returned to the village to bury the dead.

          These facts are confirmed by the International Human Rights Organization “Helsinki Watch”'.
          April 10 is marked each year as the memory day of the events that took place on the same day in 1992 in Maraga village (Martakert Region). Words fail to describe and qualify what happened there. The history of the Karabagh movement is full of facts of vandalism and sadism towards the Armenians. Nevertheless, the Maraga events are of special notice. At the same time, they constitute a successive link in the Armenian genocide of 1988-1992.
          These are the words of Baroness Caroline Cox, the speaker of the House of Lords, a person who visited Maraga practically right after the tragedy.
          The pictures taken by Baroness Cox during the autopsy of the corpses, the testimonies of the eyewitnesses who miraculously escaped from the sanguinary hell cannot leave anyone indifferent.
           By its cruelty and barbarism this tragedy does not yield neither to Sumgayit, Khatin nor the Armenian Genocide of 1915 in Turkey. Unfortunately, for unknown reasons so far the Maraga events have not been openly considered at the official level in the process of negotiations whereas the fictitiously created story of Khojalu and the hysteria around it continues to be the focus of the foreign mass media by which the imposed idea of the cruelty of the Armenians and innocence of the Azeris, the victims of the Armenian aggressors is brought to the attention of the world public.
          The majority of the residents of Maraga settled in Russia. The Russians sheltered them, taking under protection the oppressed and miserable people of Maraga. We are thankful to them. It is appropriate to address the following question to the top Azeri politicians: if they consider themselves to be champions of the truth why they were silent about the tragedy of Maraga, why didn’t they atone? Many people of Maraga are readily return to Maraga, visit the tombs of their ancestors, parents and the innocent victims of April 10 but Azerbaijan would hardly be ready to give such chance to them!
          The tragedy of Maraga implies a layer of unclaimed and untried opportunities in the peaceful resolution of the Karabagh problem through negotiations. There the deep origins of the interrelations between the two neighboring nations who now appear to be on the opposite sides of the barricade are concentrated. Despite of the major delay, it is necessary to speak openly about the tragedy of Maraga and use this factor in the negotiations process on Karabagh.
          The tragedy of Maraga proves that after all neither the people of Maraga, nor the other people of Karabagh living in the occupied territories will ever be able be live under the yoke of Azerbaijan again. They will strive for independence and freedom. It’s their right. Man has the right to freedom and independence.

             Up

Главные темы

Глоссарий
Беженцы
Регион в измерениях
Документы и свидетельства
Нахичеван
Шуши

На первую
страницу

Марага

Пласт невостребованной правды

Неизвестные факты варварского уничтожения села Мараги

           ''апрел ''- Каждый армянин хорошо знает значение этого слова. А для тех кто не знает, '' апрел '' по армянски означает жить. Оно созвучно с месяцем       "апрель'' и, действительно, апрель - это долгожданное тепло, весеннее обновление жизни, природы.
      Но, к сожалению, это и напоминание о геноциде армян 1915 года, и дата трагедии в селе Марага Нагорного Карабаха.
      10 апреля 2002 года - круглая дата. Исполняется ровно 10 лет с того дня, когда Вооруженные силы Азербайджана на танках, бронетранспортерах, боевых машинах пехоты рано утром ворвались в мирное, соседнее с азербайджанским городом Мирбаширом, село Марага и учинили зверскую, кровавую бойню. Погибли мученической смертью 45 человек. В заложники угнаны 49, из них 9
В Мараге мученической смертью погибли 45 человек. В заложники угнаны 49, из них 9 детей, 18 женщин ,трое престарелых, один из них слепой. Судьба 19 из них до сих пор неизвестна. Бойня была продолжена до 22-23 апреля, когда оставшиеся в живых марагинцы вернулись хоронить погибших. Эти данные подтверждены Международной правозащитной организацией '' Helsinki Watch''.

детей, 18 женщин.,трое престарелых, один из них слепой. Судьба 19 из них до сих пор неизвестна. Бойня была продолжена до 22-23 апреля, когда оставшиеся в живых марагинцы вернулись хоронить погибших.
      Эти данные подтверждены Международной правозащитной  организацией '' Helsinki Watch''.
      Каждый год, 10 апреля, мы вспоминаем то, что произошло в тот день в 1992 г. в селе Марага Мартакертского района - то, что нормальному человеку описать, трудно квалифицировать. В истории Карабахского движения, изобилующего фактами жестокости и садизма в отношении армян, Марагинские события тем не менее стоят особняком, являясь в то же время очередным звеном геноцида армян 1988-1992 гг.
      Это - слова человека, который побывал в Мараге, практически сразу после трагедии. Это - спикер палаты лордов Баронесса Керолайн Кокс.
      Кадры, заснятые баронессой Кокс при эксгумации трупов, рассказы очевидцев, которым чудом удалось вырваться из этого кровавого ада, не могут оставить равнодушным ни одного человека.
      
По своей жестокости и бесчеловечности эта трагедия не уступает ни Сумгаиту, ни Хатыни, ни геноциду армян 1915 года в Турции. К сожалению, по неизвестным до сих пор причинам марагинские события не затрагивались ни на одном государственном, международном уровне, переговорном процессе, тогда, как лживо задуманный, искусственно поднятый неистовый вой вокруг Ходжалу, не сходит со страниц иностранной прессы, радио, телевидения, посредством которых народу мира навязывается мнение о жестокости армян и невинности азеров, являющихся жертвами агрессоров-армян.
       Большинство из марагинцев обосновалось в России, их приютила Россия и русский народ, взявшие под свое крыло униженных и измученных своей судьбой марагинцев. Спасибо им. Резонно задать вопрос элите азербайджанской политики: если они считают себя правдолюбами, почему ни разу не упомянули о трагедии в Мараге, почему нет раскаяния ? Многие марагинцы с большим удовольствием вернулись бы в село, посетили бы могилы своих предков, отцов и матерей, невинных жертв 10-ого апреля. Готов ли Азербайджан предоставить марагинцам такую возможность? Вряд ли !
       Марагинская трагедия - это невостребованный и неиспользованный пласт возможностей в решении Карабахской проблемы мирным путем, политическими средствами, в переговорном процессе. В нем сконцентрированы глубинные корни взаимоотношений двух соседних народов, оказавшихся по воле судьбы по разные стороны баррикад в Карабахском вопросе. Хоть с большим опозданием, но необходимо говорить о трагедии Мараги, использовать этот фактор в переговорном процессе по Карабаху.
       Эта трагедия - показатель того, что после всего случившегося ни марагинцы, ни другие жители оккупированных азербайджанцами территорий Карабаха не в состоянии, не смогут вновь оказаться под ярмом Азербайджана и будут стремиться к независимости, к свободе. Это - их право. Быть свободным, независимым - право человека.

                                                    
      Вверх страницы 

По своей жестокости и бесчеловечности эта трагедия не уступает ни Сумгаиту, ни Хатыни, ни геноциду армян 1915 года в Турции.
Марагинская трагедия - это невостребованный и неиспользованный пласт возможностей в решении Карабахской проблемы мирным путем, политическими средствами